Петропавловский собор Казань
Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величавый, собор отличается своеобразным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого русского, или «нарышкинского», барокко, распространенного в России в конце XVII – первой половине XVIII века. Подобная композиция встречается и в Казанском крае (Пятницкая церковь в Казани, церковь в Потанихе Высокогорского района; обе церкви построены на средства купца Михляева). Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор – обилие фасадных деталей и их яркая раскраска, сохранившаяся до нашего времени. К сожалению, имена строителей собора остались неизвестны. Многие искусствоведы указывают на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине XVIII века на Украине. Возможно, храм действительно строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля. Многое в его облике уникально и является плодом внестилевых пристрастий.Огромная заслуга в том, что в Казани сохранился такой великолепный храм, принадлежит не только строителям собора и И.А.Михляеву, но и соборным старостам и духовенству более позднего времени.
Дело в том, что храм неоднократно подвергался частичному разрушению. Он был поврежден во время пожаров 1742, 1749, 1774 (при Пугачеве), 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда на девять лет приход переместился в Гостинодворскую церковь. В 1824-1825 годах реконструкция была произведена на средства соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева (деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева). С 1841 года почти целое столетие старостами избирались представители купеческой семьи Унжениных. В 1840 – 1850-е гг. это был Василий Николаевич Унженин, в 1860-е – его двоюродный брат Василий Степанович Унженин, в 1870 -1880-е – сын Василия Степановича Петр Васильевич Унженин, с 1891 – его сын Василий Петрович Унженин, который, оказавшись в вынужденной эмиграции в Китае, вплоть до 1929 года присылал крупные суммы на содержание храма. К 1880-м годам собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня стала даже крениться. Потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста П.В.Унженин и настоятель собора протоиерей Петр Васильевич Малов организовали в 1888-1890 гг. масштабную реконструкцию храма. Составлял проект и руководил работами молодой архитектор Михаил Нилович Литвинов (позже, в конце XIX – начале XX вв. он был архитектором храма Христа-Спасителя в Москве). Литвинов скрупулезно восстановил первоначальный облик собора. В этом ему помогли детальные рисунки и чертежи, которые еще в 1815 году составил архитектор А.К.Шмидт.