Остров-град Свияжск
Остров-град Свияжск расположен в живописном устье реки Свияги на высоком холме-останце площадью 62 гектара в 30 километрах от Казани. Изобильная природа окрестных мелководий, заливов и островов издревле привлекала человека. Позднее судьба Свияжска сложилась так, что небольшое пространство острова взрывали события, связанные с важнейшими, изломными моментами отечественной истории.
Свияжск известен с XIII века, изначально как место совершения языческих обрядов. После основания в 1551 году города и монастырей он несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из разных краев страны. Здесь были созданы архитектурные и живописные шедевры, ставшие значительными либо уникальными памятниками истории и культуры.
После 1917 года в Свияжске начались репрессии. В ходе гражданской войны в 1918 году под Свияжском происходят ожесточенные бои, председатель Реввоенсовета Советской России Лев Троцкий вводит здесь первую в Красной Армии децимацию — расстрел каждого десятого, заградительные отряды. С конца 1920-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключенных, филиалом ГУЛАГа. Он приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию церковные святыни, памятники истории и культуры. В монастыре на острове размещается психиатрическая лечебница. Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России, а спустя два десятилетия включен в проект Списка таких памятников СССР. Сейчас остров-град Свияжск включен в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1997 году в ведение Казанской православной епархии был передан Успенский Богородицкий монастырь, призванный оживить древний град, привлечь к восстановлению памятников истории и культуры реставраторов, поднять из руин весь остров-реликвию. Тогда же Свияжск обретает статус острова-града, в следующем году утверждается концепция его возрождения.
Возрождение острова-града должно стать знаком — покаяния, уважения к собственной культуре и истории, как бы она ни складывалась. Возрождение духовности возможно на основе не разрушения, а созидания.