Мечеть Кул Шариф

Одной из самых почитаемых мечетей ханской Казани была знаменитая мечеть Кул Шариф. Архитектура кремля ханской Казани, уничтоженного пожаром в октябре 1552 г., известна лишь по данным средневековых летописей; некоторые следы существовавших когда-то величественных построек удалось обнаружить при археологических раскопках, проводимых в Казанском Кремле. Мечеть, по версиям разных исследователей, могла располагаться возле Сбойливой башни, либо на северной площадке над оврагом Тазик, либо на месте, где впоследствии был возведен Архиерейский дом. Память о мечети, поражавшей видевших ее своим величием, великолепием и изысканным декором, сохранилась в народе. Считается, что она вмещала несколько тысяч верующих. На пятничную молитву в ней собиралось практически все мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства; купол символически утверждал единую власть хана, а месяцы были знаком всевластия Всевышнего.

 Легендарный памятник в казанской крепости был не просто мечетью, т.е. местом сбора мусульман для молитвы. При мечети была основана школа – медресе, собрана огромная библиотека. При Кул Шарифе комплекс мечети-медресе был обращен в своеобразный дом наук, именно его современники назвали именем выдающегося сеида.

 Кул Шариф – историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.

 Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищавшим казанскую крепость. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город.  Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом…

 Много веков минуло с тех пор. Исторические хроники и легенды, народные сказания, поэтические строки и полуистлевшие руины – осколки памяти о блистательной культуре Казанского ханства.  Сохранению и возрождению духовной культуры татарского народа посвящена мечеть Кул Шариф, воссозданная в начале XXI столетия на территории древней крепости. Торжественное открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года в год 1000-летия Казани. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр и управление имама.

 Современное здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

 Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения. В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин. В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама. Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы. Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

 В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. 

  Особое значение в пространстве мечети придается залу Музея исламской культуры в Татарстане. В основе его образного решения лежит идея преемственности исламских традиций в культуре татарского народа.  В центре круглого зала под стеклянным саркофагом размещается главная реликвия – старинное издание Корана. По периметру зала расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о проникновении ислама и его современном развитии на территории Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий. Одним из результатов деятельности Фонда финансовой поддержки мечети Кул Шариф стало собрание изданий Корана на многих языках мира, насчитывающее более 300 экземпляров.